25 детских железных дорог СССР
Как была построена первая детская дорога.
Первая в мире детская железная дорога была начата в г. Тифлисе постройкой 12 октября 1934 г., а в апреле 1935 г. уже пошел первый детский поезд под руководством 10-летнего машиниста - Вити Сокольского. Длина дороги - 400 метров, ширина колеи - 750 миллиметров. Она вся построена силами школьников. Взрослые инженеры давали лишь технические советы. Пионеры-школьники сами строгали доски, сами укладывали шпалы и рельсы, сами делали вагоны, сами проектировали и строили крохотные станции. Паровоз помогли собрать из утиля фабзавучники.
Для полотна дороги пришлось переложить 500 кубометров земли.
Лиза Соколовская - лучший бригадир строительства - рассказывает: "Во время строительства мы применили все свои знания по тригонометрии и физике. Нам даже практику в школе отменили".
Детская дорога построена в Тифлисском парке на берегу бурной, реки Куры. Дорога имеет две станции: одна называется "Пионерская", а другая "Радостная". Есть и семафоры, и стрелки, и сигнализация. На путях надписи - "Не ходить! Штраф 5 рублей".
По этой железной дороге ходит настоящий паровозик с тремя настоящими вагончиками - два вагона жестких и один мягкий. Жесткий вагон имеет 12 мест, а мягкий - 8 мест. Паровоз называется "ЛК-1" - это значит "Лазарь Каганович".
Дети не только построили дорогу, но они сами и обслуживают ее. Право работать на дороге имеют только отличники учебы - они тратят на дорогу 2 часа в шестидневку. Детская дорога имеет своих юных машинистов, начальников станций, стрелочников, дежурных, кондукторов, кассиров, дорожных мастеров. Все юные железнодорожники при исполнении "служебных обязанностей" носят железнодорожную форму. Они четко знают свои обязанности и поддерживают строгую дисциплину и порядок.
На детской дороге есть и свой политотдел. Начальник политотдела - это пионер Кирилл Папитавшвили. Политотдел проводит среди ребят культурную работу - зарядку, беседы, читку газет. Дорога имеет даже звуковой кинофильм, где наглядно показано строительство и эксплоатация дороги.
На дороге установлена небольшая плата за проезд - с детей - по 25 копеек, с взрослых - по 50 копеек. Получаемые за проезд средства идут на оплату топлива для паровоза, на содержание охраны, на мелкий ремонт, на оплату машиниста-наставника (взрослого).
С июня 1935 года по октябрь 1935 года поезда сделали пробег в 1000 километров и перевезли 6500 человек. А 4 марта 1936 года дорога в один день перевезла около 2000 чел. юных пассажиров. Аварий на дороге не было "и не будет" - гордо заявляют дети.
Миша Хмара - юный машинист рассказывает, как он водит поезд: "Когда я прихожу, паровоз уже разогрет, его растапливает машинист-наставник. Вместе с помощником я смазываю и обтираю части. Пар поднимаю до 9 атмосфер и еду в пробный рейс. После пробного рейса со станции "Пионерская" еду маршрутом до станции "Радостная".
Вокруг детской дороги создалось увлекательное об'единение сотен и тысяч тифлисских школьников. Сами юные строители дороги заявляют - "В будущем мы хотим стать лучшими, преданными своему делу железнодорожниками". И это - не голые слова. Уже осенью 1935 года из 19 чел. юных строителей детской дороги, окончивших в этом году школу, 17 чел. поступило учиться в транспортный ВУЗ. Детская дорога, ее строительство, ее эксплоатация воспитывают у ребят любовь и заботу к железнодорожному транспорту.