25 детских железных дорог СССР
Как развернулось движение детей по Союзу
за постройку детских дорог.
В апреле 1935 г. пионеры г. Тифлиса закончили постройку первой в мире железной детской дороги и пустили ее в эксплоатацию.
8 октября 1935 г. юные строители Тифлисской детской дороги обратились через газету "Пионерская правда" с открытым письмом к детям, рассказывая о своем опыте и призывая построить детскую дорогу в Москве.
3 октября 1935 г. делегацию тифлисских юных строителей принял Нарком путей сообщения СССР т. Л. М. Каганович, заявивший - "Молодцы, ребята. Вы воспитываете и у себя и у других чувство любви к железнодорожному транспорту". Слова тов. Кагановича очень быстро стали известны всем детям СССР.
Почин тифлисских пионеров вызвал широкую волну движения среди детей разных пунктов СССР за постройку у себя на местах детских железных дорог. Детскую инициативу широко поддержали комсомольские, партийные и железнодорожные организации. Результаты получились совершенно неожиданные для многих - на 1 апреля 1936 г. детские дороги начали строиться в 25 пунктах СССР.
По Украине строятся детские дороги в 9 пунктах: Киев, Днепропетровск, Запорожье, Сталино, Ворошиловград, Краматорск, Харьков, село Бабчинец - Вииницк. области. Александровский р-н - Одесской обл.
По РСФСР - в 10 пунктах: Москва - 3, Пятигорск, Оренбург, Сталинск - Зап. Сибирь, Хабаровск, Воронеж, Ростов н/Д, Таганрог.
По Средней Азии - в 2 пунктах: Ташкент, Ашхабад.
По Закавказью - в 4 пунктах: Тифлис, Эривань, Кировобад, Баку.
Посмотрим внимательно - что же именно, как и где строят школьники-пионеры.
Эривань. Бюро Эриванского комитета КП(б)А в ноябре 1935 г. одобрило инициативу Эриванского комитета комсомола о постройке детской железной дороги. Выделена комиссия содействия. Длина пути строящейся дороги - 1100 метров. Три станции. Депо и мастерские. Род тяги - паровая. Паровоз с несколькими вагонами. Нач. строительства назначен тов. Вартанетян (секретарь Эриванского комитета ЛКСМА). Дорогу намечено закончить к сентябрю 1936 г.
Баку. По предложению пионеров фабрики им. Володарского и 7 школы Октябрьского р-на в Арменикенде приступлено к постройке детской железной дороги. Ее длина будет - 2 клм. 3 станции. Пуск и эксплоатация дороги приурочивают к XIX годовщине Октября. Составлены сметы и план постройки. Строительство дороги обойдется в 250 тысяч рублей. Весь штат стройки и обслуживания дороги будет состоять из 200 детей, в возрасте не старше 16 лет.
Практическими организаторами всей работы по строительству являются т. Хрусталев - нач. отделения ЗКВ ж. д. и инженеры Габриэлян и Арутюнов.
Кировобад. По инициативе пионеров отрядов им. Крупской и Ворошилова приступлено к постройке детской железной дороги. Горком комсомола поддержал это дело и созывал специальное совещание комсомольцев, хозяйственников и инженеров. В Тифлис для изучения опыта выезжала делегация пионеров и нач. службы пути К. Э. ж. д.
Днепропетровск. Длина строющейся дороги - 2100 метров (с большой петлей). На пути - мост через озеро и туннель. Две станции, одна платформа и депо. В здании центрального пассажирского вокзала будут - телефон, своя почта, сберкасса, камера хранения ручного багажа, буфет, комната отдыха и развлечений. Паровоз - уменьшенная копия "ИС", и шесть вагонов (каждый на 12 мест). Вагоны строит вагоноремонтный завод им. Кирова, а паровоз - комсомольцы ДПРЗ. Создан Комитет содействия под пред. т. Ветрова (Зав. транспортно-промышлен. отделом Обкома КП(б)У). Большую помощь лично оказывает т. Хатаевич (первый секретарь Обкома партии), созвавший специальное совещание хозяйственников. Дорогу намечено закончить к 1/IX 36 г. Состоялась специальная комсомольская конференция при участии инженеров по практическим вопросам строительства детской дороги. Управление Сталинской дороги и Институт инженеров транспорта - активные участники строительства. Практическими руководителями строительства детской дороги являются т. Слепов - секретарь комитета комсомола ДПРЗ и инженеры т. т. Бибик и Кригер.
Запорожье. Длина пути строящейся дороги - 3500 метров. 3 станции и депо. Электровоз типа "ВЛ-5-1" и 5 вагонов (типа метро). Основную помощь в строительстве дороги оказывают комитет комсомола Запорожского паровозоремонтного завода и его секретарь т. Протасов.
Каждый вагон будет вмещать 40 чел. детей.
Ворошиловград. Длина пути строящейся дороги - 2000 метров. Род тяги - паровая. Паровоз и 3 мягких вагона (каждый на 34 места). Длина каждого вагона 7 метров, высота 3 метра. Паровоз выделен дирекцией "ОР". Строятся 2 станции и депо. Горком комсомола организует массовые субботники молодежи и детей старшего возраста на строительстве дороги. Активную помощь оказывает политотдел Ворошиловградского отделения эксплоатации ж. д. Дорога будет закончена к 1 мая 1936 г.
Киев. Длина пути строящейся дороги - 3000 метров. Ширина колеи- - 750 м/м. Две станции, депо, водонапорная башня. На пути - 2 моста и 1 туннель. Об'ем земляных работ 35000 кбм. Рол тяги - смешанный. Паровоз, тепловоз и электровоз. 9 вагонов различных конструкций. Общая стоимость 1300 тыс. руб. Основное участие принимают ЦДТС Украины и пионеротдел ЦК ЛКСМУ. В Тифлис выезжала специальная делегация.
По замыслу пионер-отдела ЦК ЛКСМУ и киевских организаций детская дорога должна представлять собою часть детского транспортного городка, в котором, помимо линии дороги, будут депо, вагонный участок, образцовые под'ездные шоссейные пути, небольшой речной порт с примыканием железной дороги.
Сталино (Донбасс). Длина пути строящейся дороги - 2500 метров. Две станции, депо и электростанция. Электровоз и несколько вагонов обтекаемой формы. Вагоны будут изготовлены мастерскими трамвайного парка. Основную помощь оказывают инженеры и техники Сталинского трамвайного парка. Постройку намечено окончить к 1 мая 1936 г.
Пятигорск. Длина пути строящейся дороги (кольцо) - 600 метров. Две станции, депо и электростанция. Род тяги - электрическая. Электровоз ("П-М-I"), 3 вагона обтекаемой формы (на 12-14 чел.). В ноябре выезжала в Тифлис для изучения опыта детская бригада. Нач. строительства - Толя Неслер - ученик VIII кл. 1-й средней школы. 19 ноября 1935 г. тов. Пивоваров - пред. Крайисполкома принял с отчетом бригаду детей, ездившую в Тифлис. Монтаж электровоза ведут ученики образцовой школы. Дорогу решено закончить к 7/ХI 36 г. Практические руководители строительства дороги - тов. МилославскиЙ - зав. крайОНО и т. Куделин - директор крайДТС.
Оренбург. Длина пути строящейся дороги - 1000 метров (узкая колея). Род тяги - паровая. 1 паровоз и 4 классных вагона. Две станции и 1 раз'езд. Создан Совет содействия. Руководитель строительства - т. Шумилов - пом. нач. политотдела по комсомолу Оренбургской ж. д. Постройку намечено закончит к 1 мая 1936 г.
Село Бабчинец. Чернивецкнй р-н, Винницкой обл. Длина пути строящейся дороги - 200 метров. Род тяги - паровая. 1 паровоз и 2 вагона. Строители-ученики Бабчинецкой средней школы. Постройку намечено закончить к маю 1936 г.
Сталинск. Зап. - Сиб. края. Длина пути строящейся дороги - 7000 метров. Организован сбор металлического лома. Состоялось специальное совещание вожатых пионеротрядов.
Б. Александровский р-н, Одесской обл. Длина пути строящейся дороги - 1000 метров. Род тяги - -электрическая - электровоз и 2 вагона (на 40 чел. каждый). Вагоны строятся в мастерских средней школы. Вынесено решение рика н райкома партии. Приобретена динамомашина.
Краматорск. Горком комсомола решил построит детскую железную дорогу. В январе в Тифлис выезжала бригада школьников для изучения опыта. Об'явлен конкурс на лучший проект детской железной дороги.
Ростов н/Д. В марте 1936 г. комсомольцы Ленинского паровозо-ремонтного завода обратились с письмом ко всем комсомольцам Ростова - построить детскую железную дорогу. Род тяги - паровая. На пути намечен туннель. Две станции.
Ашхабад (Туркменистан). 27 февраля с. г. Центральная детская техническая станция Туркменистана решила в в июне построить детскую железную дорогу. В Тифлис для изучения опыта выехала бригада.
Ст. Кратово. Моск.-Каз. ж. д. Длина пути строящейся дороги - 2000 метров (с двумя петлями на концах) Род тяги - электрическая и паровая. 1 паровоз, 1 электровоз и 3 вагона. Две станции и 1 раз'езд. Проведены силами школьников изыскания трассы. Трасса выбрана. Создан Комитет содействия при Казан. ж. д. Нач. строительства - т. Михайлов (директор ДТС).
Москва - ЦПКиО им. М. Горького. Имеется одноколейный путь, длиной 528 метров. Вокзал, депо, платформа. Электроподстанция (12 клв.). Подвижной состав из 3-х вагонов (1 с 4 моторами).
Проектируется (проект утвержден) построить, удлинить путь на 410 метров, построить вокзал и платформу, изготовить 3 новых вагона с электромоторами и 1 паровоз с 3 вагонами, построить мост и оборудовать депо.
Москва - Сокольники. Длина пути строящейся дороги - 2000 метров. Род тяги - электрическая. Состоялось специальное совещание у секретаря МК ВЛКСМ т. Лукьянова. Проекты дороги составляли сами ученики.
В Ташкенте в газетах 3 марта с. г. опубликовано следующее письмо руководителей правительства Узбекистана.
"Приветствуем начинание газеты "Пионер Востока" и предложение пионеров-деткоров этой газеты - о постройке детской железной дороги в Ташкенте.
Заложить в день открытия Х с'езда ВЛКСМ детскую железную дорогу - это большой подарок и детям и Х с'езду ВЛКСМ. Правительство Узбекистана будет всячески помогать в постройке детской железной дороги в Ташкенте.
Председатель ЦИК УЗССР - Ахун Бабаев.
Зам. пред. ЦИК УзССР - Маншара.
Воронеж. В этом году воронежские пионеры получают прекрасный подарок - детскую железную дорогу.
Дорога, протяжением 2000 метров, с 4 станциями и депо, будет построена в Парке Культуры и Отдыха.
Дорога оснащается новейшей техникой. Здесь оборудуется маневровая горка, автоблокировка и централизация.
Комсомольцы паровозоремонтного завода им. Дзержинского сделают 2 паровоза, а комсомольцы вагоноремонтного з-да им. Тельмана - вагоны. Машинистами, начальниками станций и депо, дежурными, проводниками, кочегарами будут сами ребята. 17-я городская школа уже выделила 42 отличников учебы. В Областной детской технической станции и в Доме техники Ю.-В. ж. д. ребята будут учиться на машинистов, начальников станций, депо, дежурными по станции.
4 станции будут сделаны по образцу лучших станций ж. д. Союза и Московского метрополитена. Их украсят скульптуры, зелень, цветы.
На днях из Воронежа в Тифлис, Харьков и Москву выедет делегация, которая тщательно ознакомиться с устройством и работой имеющихся таких детских ж. д.
Инициаторами строительства дороги в Воронеже является Областная детская техническая и сельскохозяйственная станция - директор тов. Бугаев С. С. и комсомольский комитет Управления Ю.-В. дороги - секретарь ко-та - инженер К. Попов и председатель Дорожного бюро ИТС строителей Н. Степанов.
Харьков. Имеются решения местных организаций.
Хабаровск, Таганрог состоялись совещания пионеров активистов.